Курьез недели. В России на этой неделе пытались угнать самолет. Зачем – пока не совсем понятно. Вроде бы и морозов аномальных для этих территорий не наблюдается – ерунда, минус 28. Но угонщик был явно не в себе. Почему люди в полете превращаются в злостных хулиганов? И как с этим бороться? Выяснял корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
Одного из пассажиров рейса Сургут – Москва встречают официальные лица – бойцы спецназа – и выводят под аплодисменты.
«Через 30 минут после взлета пассажир обратился к бортпроводникам с требованием изменить курс на Афганистан. Также он заявлял, что у него есть оружие», – заявила старший бортпроводник Ева Крайчик.
«Признаков алкогольного опьянения не было выявлено. Он вел себя адекватно», – сказала бортпроводник Мария Никулина.
Рисковать экипаж не стал – развернул самолет в воздухе и посадил на ближайшем аэродроме в Ханты-Мансийске. Якобы для дозаправки. На этом история угона и закончилась.
Спецслужбы обыскали самолет, но ничего подозрительного не нашли. Безоружным оказался и сам угонщик – 41-летний житель Сургутского района Павел Шаповалов. На первом допросе он говорил мало, лишь прошептал несколько загадочных фраз.
«Мне кажется, это не так все просто, как это кажется с первого раза», – говорит Шаповалов.
Малая родина Шаповалова поселок Угут. Последнее место работы – Юганский заповедник. Занимал должность инспектора пока не уволили за прогул. Странность в его поведение замечали и коллеги.
«Иногда разговаривал сам с собой, иногда шутки у него какие-то странные были», – говорит заместитель директора Юганского заповедника Константин Марценюк.
Матери и вовсе заявил, что является ветераном боевых действий. Хотя в горячих точках не был.
«Говорит, награды, где у меня награды? На фронте был, кресты заработал. Где мои кресты?» – сказала мать Евгения Шаповалова.
Вот и во время злополучного полета Шаповалов сообщил стюардессе, что причастен к терактам в Америке 11 сентября 2001 года. Хотя проблески рационального мышления у него все же есть.
«Если честно, мне туда не надо было лететь», – признался Павел Шаповалов.
Нервные срывы на борту самолета не новость. Как и ролевые игры пассажиров. Один из них решает, что он криминальный авторитет. Другая заявляет, что у нее большие связи. Жена футболиста Андрея Аршавина Алиса и вовсе представилась майором ФСБ, отказалась пристегивать ремни и в итоге заплатила почти миллион рублей за задержку рейса. Скандалят все. Неадекватная реакция на просьбы персонала, конфликты с другими пассажирами, как правило, из-за пустяка.
«Люди невысокого уровня интеллекта и воспитания, но в основе лежит страх замкнутого пространства», – пояснил психотерапевт Владимир Файнзильберг.
Добавим еще боязнь высоты и получим две самые популярные формы аэрофобии, которой подвержены 60% пассажиров. Некоторые из них выбирают сомнительное лекарство: горячительные напитки.
«В первое время алкоголь действует как транквилизатор, он расслабляет. А через полчаса или 50 минут, в зависимости от дозы и качества алкоголя, это все проходит, и накатывает волна страха», – сообщил Файнзильберг.
Злую шутку спиртное сыграло с саратовским предпринимателем Сергеем Кабаловым шесть лет назад. Он закурил в туалете самолета, а потом напал на бортпроводника. А потом отправился в колонию – на год и восемь месяцев
«Конечно, это выпивка. Он начал отмечать свой отдых еще в поезде из Саратова. Уже был чуть больше навеселе, чем все остальные. Там были такие провоцирующие действия молодого стюарда, который с улыбкой это все делал», – рассказал адвокат Кабалова Фаиль Садретдинов.
Тот самый стюард Денис Вафин получил за помятое лицо 400 тысяч рублей. Говорит, ему только и оставалось, что улыбаться.
«Мы не имеем права применять физическую силу на борту нашего самолета. Мы связаны по рукам законодательством Российской Федерации», – отметил пострадавший Вафин.
То ли дело в азиатских странах. Там у бортпроводников есть пластиковые наручники, они изучают восточные единоборства. Например, стиль вин-чунь, который придумала женщина. В Америке же вопросами безопасности занимаются профессионалы – так называемые воздушные маршалы. Правда, их присутствие инцидентов не отменяет. Стресс никуда не исчезает.
«У некоторых людей механизм психической защиты выражается в опасениях, может даже в плаче, в какой-то зажатости. А для некоторых людей для них характерна агрессивность», – сказал психолог Дмитрий Ершов.
Но конфликты быстро гасят. С дебоширами здесь не церемонятся, невзирая на пол и возраст.
«У нас была инициатива, которая выдвигалась Росавиацией, – применять бортпроводникам наручники и электрошокеры. Но пока она так и осталась инициативой», – говорит генеральный директор консалтинговой компании Анастасия Мирошниченко.
К борьбе с авиадебоширами подключилась и Госдума. Ужесточать законы депутаты не стали, но разрешили компаниям создавать свои черные списки. Правда, и такие меры драконовскими не назовешь. Пассажир, попавший в стоп-лист одной компании, может воспользоваться услугами другой, да и срок действия запрета всего год. Норма действует с лета. Разработчики уверяют: порядка стало больше.
«Я думаю, что пройдет два-три года, и народ подзабудет, такие случаи вернуться. И тогда, наверное, нужно будет говорить о том, чтобы добавить еще штраф», – отметил депутат Госдумы РФ, автор законопроекта об авиадебоширах Андрей Свинцов.
А вот скидок на аэрофобию не предвидится. Ведь решать свои психологические проблемы можно и без ущерба для окружающих. Достаточно чем-то себя занять: посмотреть фильм, почитать книгу. В крайнем случае выпить успокоительное. А вот про «бортовые 100 граммов» лучше забыть.
Источник: