В поисках той или иной информации порой случайно натыкаешься на совершенно неожиданные факты. Вот и сейчас я обнаружил удивительную для себя вещь. Говорят, что Энцо Феррари – создатель компании Ferrari, человек, чье имя стало легендой еще при жизни и чья команда Формулы 1 олицетворяет саму суть этого вида автоспорта – был… фашистом!
Что такое Ferrari в наши дни? Это один из самых известных производителей автомобилей в мире. Это одна из ведущих команды Формулы 1. Это бренд, который знают абсолютно все и абсолютно везде. Но мне были интересны факты, о которых мало кто знал – и я их собрал для вас в этом тексте.
Ferrari LaFerrari
Я аполитичный человек и никогда не лезу в какие-либо политические дрязги. Мне это просто неинтересно, не хочу тратить на это свое время. А вот заниматься расследованиями я люблю.
Так правда это или нет? Был ли Феррари фашистом? Давайте разбираться – сперва с Энцо, а затем с его сыном Дино…
Если попробовать обратиться к Википедии, то вы узнаете, что во время Второй мировой войны Энцо Феррари «приостановил деятельность в гонках, после чего его компания сосредоточилась на альтернативном использовании производственных мощностей». Отличная формулировка, не правда ли?
А как же было на самом деле?
Начало истории
В 1919 году будущий диктатор Бенито Муссолини вместе с шестью своими товарищами создали «Fascio primigenio» – группу, с которой фактически начался фашистский режим в Италии. В списке этих шести основателей был… Энцо Феррари. Но не торопитесь – это был не тот Феррари! Здесь фигурировал юрист, бывший социалист и будущий член первого национального секретариата.
А вот будущий основатель Ferrari вступил в фашистскую партию только в 1934 году. Конечно же Энцо не кричал на всех углах про это, но в последовавшие за этим четыре года все тексты, которые исходили от пресс-службы гоночной команды были пронизаны фашистскими лозунгами и отличались особой агрессией.
Как говорили исследователи жизни основателя Ferrari: «Феррари, всегда оставаясь жестким предпринимателем, не мог допустить, чтобы его замечательное соглашение с Alfa Romeo оказалось под угрозой из-за каких-то там глупых несоответствий политической доктрине. Если фашизм в моде и это может обеспечить «Скудерии» дополнительные успехи в гонках, что ж, так тому и быть, Энцо Феррари станет примерным фашистом».
Любопытный факт – именно фашистское руководство страны и наградило Энцо Феррари титулом "Il Commendatore" – Коммендаторе. Кстати сам Энцо не любил это звание, а вот журналисты – как российские, так и иностранные – очень любят называть Феррари именно так…
Гонки
Муссолини уделял особое внимание автоспорту – успехи гоночной команды Alfa Romeo в борьбе с германскими коллективами были для него чрезвычайно важны. Поэтому он был в постоянном контакте с Феррари и Тацио Нуволари – Энцо тогда возглавлял гоночный департамент Alfa Romeo, а Тацио был главной звездой коллектива.
За рулём гоночной Alfa Romeo – Бенито Муссолини. За машиной – второй слева Энцо Феррари, четвёртый слева Тацио Нуволари, а рядом с ним гонщики Акилле Варци и Рудольф Караччиола
По слухам именно Муссолини потребовал от Феррари и Нуволари сделать совершенно новый гоночный автомобиль, которому бы не было равных. Они создали чудовищную двухмоторную Alfa Romeo 16 C Bimotore, которой было попросту невозможно управлять…
Война
Во время Второй мировой войны многие промышленники Италии и Германии перевели своё производство на военные рельсы. Не стал исключением и Феррари. Но здесь данные разнятся – некоторые утверждают, что на принадлежавшем ему заводе Auto-Avia Costruzione производили коробки передач для двигателей Breda, использовавшихся на десантных кораблях армии Италии. Есть также информация, что персонал завода занимался производством оружия и авиационных моторов…
Торпедный катер Vosper оснащался двигателем Breda
В 1943 году предприятие попало под интенсивные бомбардировки авиации антифашистской коалиции и Феррари перевёл уцелевшее производство в более безопасное место – в известное ныне всему автоспортивному миру местечко Маранелло.
Война закончилась и Энцо Феррари забросил политику и занялся автомобилями и автогонками. Каким образом он избежал преследования за пособничество Муссолини и сотрудничество с фашистами – известно было лишь ему одному…
Но через десять лет жизнь вновь свела Энцо Феррари с представителями фашистского движения – причиной стала предсмертная воля его сына Дино.
Дино
В 1956 году в возрасте 24 лет от мышечной дистрофии скончался Альфредо (Дино) Феррари – сын Энцо. Его смерть стала настоящим ударом для отца – он видел в нём талантливого инженера, подлинного наследника своего таланта. Дино до своих последних дней занимался разработкой полуторалитрового двигателя V6, а уже после смерти Энцо назвал целую серию гоночных и серийных автомобилей Ferrari в честь сына:
– Ferrari Dino 156 F2
– Ferrari Dino 196 S / 296 S / 246 S
– Ferrari Dino 166 P / 206 SP/S
– Ferrari Dino 166 F2/246 Tasmania
– Ferrari Dino 206 GT
– Ferrari Dino 246 GT/GTS
– Ferrari Dino 308/208 GT4
Ferrari Dino 246 GT
Также в честь Дино Феррари своё название получила легендарная гоночная трасса в Имоле – в 1970 году Autodromo di Imola был переименован в Autodromo Dino Ferrari. А после смерти самого Энцо он был назван Autodromo Enzo e Dino Ferrari.
Автодром имени Энцо и Дино Феррари
Эти факты известны всем, а вот о весьма специфических особенностях похорон Дино Феррари лично я узнал только сейчас – и они меня не порадовали…
Несколько лет назад в одной из итальянских газет вышел материал под названием: «Фашистские похороны Дино Феррари: в чёрной рубахе и с гордостью». Автор статьи Пьетро Черулло в 1956 году возглавлял в Модене местную ячейку MSI (Итальянского социального движения) – это неофашистская организация, основанная сразу после окончания Второй мировой войны в 1946 году группой ветеранов фашистской партии Бенито Муссолини и Итальянской социальной республики.
30 июня 1956 года Черулло узнал о смерти Дино Феррари и в тот же день ему позвонил секретарь самого Энцо Феррари и пригласил в Маранелло на встречу. Приехав на завод Ferrari Черулло встретился с Энцо, который поведал ему следующее – оказывается на протяжении нескольких лет Дино мечтал вступить в MSI, но не мог позволить себе сделать это из-за того, что боялся навредить имиджу компании. Имевшие сильные позиции в Италии коммунисты попросту уничтожили бы семейный бизнес.
Но перед смертью попросил отца исполнить его волю – похоронить его в чёрной рубахе и с соблюдением всех почестей как члена MSI. Отец пообещал ему выполнить последнюю волю – и сделал это. В результате на похоронах присутствовала и сопровождала гроб с телом Дино Феррари целая группа членов MSI, на церемонию прибыл также глава отделения MSI в Модене.
После похорон Энцо Феррари устроил у себя дома ужин, на который пригласил Джорджио Альминанте (основателя MSI, с 1960 года национального секретаря партии Итальянское социальное движение), Эрнесто Де Марцио (один из основателей MSI), Франц Пальяни (бывший наместник фашистов в Болонье, один из руководителей «Чёрных бригад», а после войны функционер MSI) и некоторые другие сторонники неофашистской партии.
Итак, я не буду делать никаких выводов – пускай я для себя их и сделал. Собранные мной факты не изменят моё отношение к компании Ferrari, а вот к её основателю и его сыну…
Вы же свои выводы делайте сами.
Фото из моего архива